Источниковедение.ру

Страница Научно-педагогической школы источниковедения

Поиск по сайту

Новости | Конференции | Научные семинары | Материалы для обсуждения | Кто есть кто | Вход | Регистрация |

Актуальные вопросы изучения истории истории

Аннотация доклада С.И. Маловичко и М.Ф. Румянцевой на пленарном заседании 9-й международной научной конференции «Библиотека в контексте истории» (Российская государственная библиотека, 3—4 октября 2011 г.).

В последнее время мы наблюдаем изменения, происходящие в изучении истории исторической науки и исторического знания. Проблема памяти, обозначенная историками в последние десятилетия, поставила под сомнение историографию, которая предпочитала изучение постоянных структур прошлого, но пренебрегала изучением современников — носителей того или иного знания.

Актуализация интереса к «памяти» помогла историкам обратить внимание на социокультурный контекст истории исторического письма, на модели сознания и их отношение к прошлому. Традиционные дисциплинарные рамки «рациональной» историографии оказались тесными для новых практик исследования. Применение широкого надрационального подхода, соотносящего науку с современным ей обществом, с присущим ему сознанием, и сосредоточивающего внимание не только на феномене внутридисциплинарных, но и внедисциплинарных интеллектуальных практик, стало индикатором изменения парадигмальной основы историографических исследований и ответом на вызов времени.

В своей последней, посмертно изданной книге «Теория и методология когнитивной истории» О.М. Медушевская подчеркивала, что «историческая наука по характеру своего объекта может и должна быть наукой о человеческом мышлении». Поэтому, изучение не только поля, привычно называемого исторической наукой, но истории историописания и, более того, истории исторического сознания общества становится актуальным для современной историографии. Парадигмальные изменения в гуманитаристике потребовали от историков историографии выработки новых подходов и инструментария, позволяющих не просто работать с историческими нарративами, но и уметь понимать задуманное их авторами, деконструировать то, что вносилось в текст в виде клише или принятых в литературе и науке стандартов.

Говоря о методологическом инструментарии следует, на наш взгляд, отрефлексировать наше отношение к базовому понятию историографии — историографический источник. Научно-педагогическая школа источниковедения предлагает смотреть на исторический источник как на объективированный результат творческой активности человека / продукт культуры, используемый для изучения / понимания человека, общества, культуры как в коэкзистенциальной, так и исторической составляющей. При этом в качестве объекта источниковедческой операции выступает уже не отдельно взятый исторический источник, а система исторических источников, соответствующая определенному типу культуры.

Феноменологическая парадигма источниковедения, разработанная Научно-педагогической школой источниковедения, позволяет исследователю плодотворно работать с историографическими текстами. Феноменологическая парадигма и антропологический подход дают возможность актуализировать принцип «признания чужой одушевленности», т.е. одушевленности автора источника. Как можно заметить, мы предлагаем задействовать при исследовании истории исторического знания источниковедческие подходов, предполагающие, в первую очередь, изучение произведения человека, в том числе и историографического сочинения, в связи с обстоятельствами его создания и в контексте эпохи. В этом случае, происходит парадигмальное сближение историографии с источниковедением в рамках интеллектуальной истории.

Внимание к источниковедческому направлению исторического познания при изучении истории истории актуализируется не только в силу все большего признания самостоятельности и продуктивности этого направления, но и ввиду того, что в актуальной ситуации источниковедческий подход все в большей мере востребуется в историографических исследованиях.

Книжные новинки

Каштанов С.М. Исследования по истории княжеских канцелярий средневековой Руси / С.М. Каштанов. – М. : Наука, 2014. – 674 с.

Майорова А.С. История культуры Саратовского края: культура Саратовского края до начала XX века. Часть 1. Саратов, 2013

Богдашина Е.Н. Позитивизм в исторической науке на Украине (60-е гг. XIX — 20-е гг. XX вв.). Харьков, 2013.

Богдашина Е.Н. Источниковедение истории Украины : вопросы теории, методики, истории : учеб.-метод. пособие. Харьков : Сага, 2012.

Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси : сравнительное исследование. М. : Ун-т Дмитрия Пожарского, 2012.

Швейковская Е.Н. Русский крестьянин в доме и мире : северная деревня конца XVI — начала XVIII века. М., 2012.

Традиционная книга и культура позднего русского средневековья : Труды Всероссийской научной конференции...

Просмотреть все

© 2010–2017, А.А. Бондаренко, Д.А. Добровольский, П.А. Дружинин, Н.Н. Иванова, Р.Б. Казаков, С.И. Маловичко, А.Н. Мешков, Н.В. Некрасова, А.М. Пашков, Е.В. Плавская, М.Ф. Румянцева, О.В. Семерицкая, Л.Б. Сукина, О.И. Хоруженко, Е.Н. Швейковская

Редколлегия:

Д.A. Добровольский,
Р.Б. Казаков,
С.И. Маловичко,
М.Ф. Румянцева,
О.И. Хоруженко

Адрес для переписки: ivid@yandex.ru

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.

Хостинг: