Источниковедение.ру

Страница Научно-педагогической школы источниковедения

Поиск по сайту

Новости | Конференции | Научные семинары | Материалы для обсуждения | Кто есть кто | Вход | Регистрация |

Вспомогательные исторические дисциплины в системе субдисциплин современной исторической науки: приглашение к дискуссии

М.Ф. Румянцева

Тезисы доклада на Научно-исследовательском семинаре по вспомогательным историческим дисциплинам ИРИ РАН

Жанр настоящего выступления, как и обозначено в его названии, — приглашение к дискуссии, т.е. мой доклад не претендует на презентацию некоего нового полученного в результате специального историографического исследования знания, а на заявление — весьма схематичное — определенной позиции и ее обоснование.

Цель — сугубо прагматическая. В настоящее время Институт всеобщей истории РАН готовит к изданию «Словарь терминов современной исторической науки: теория и методология» (Отв. ред. А.О. Чубарьян). Нашему творческому коллективу [1], волею судеб, достался раздел «Структура исторического знания», что заставило нас и меня, в частности, как составителя и редактора этого раздела, обратиться не только к теоретическому осмыслению структуры современного исторического знания, анализом которого мы с С.И. Маловичко специально занимаемся, но и решить прагматическую задачу — распределить соответствующие словарные статьи по рубрикам. Результаты этой аналитической работы представлены в Таблице «Структура современного исторического знания», содержание которой и является основным предметом предстоящего обсуждения.

Проблема, выносимая на обсуждение, - дисциплинарный статус вспомогательных исторических дисциплин и их отграничение / критерии выделения из комплекса субдисциплин исторической науки.

В Таблице также представлены направления и предметные поля исторической науки, что сделано (1) для полноты картины, (2) в надежде услышать какой-либо комментарий и по этой составляющей проблемы структурирования современного исторического знания.

Необходимые предуведомления

Первое — терминологическое. Термин субдисциплина практически не встречается при описании структуры исторического знания. Традиционно принято говорить о дисциплинах, в том числе и о вспомогательных исторических дисциплинах. Однако в общей системе науки мы вынуждены рассматривать в качестве научной дисциплины историю и соответственно ее дисциплины — в качестве субдисциплин.

Второе — методологическое. Основанием реализуемого в настоящей работе подхода является представление о том, что дисциплинарный статус истории как науки оформляется в рамках классической модели научного знания и изменяется от классической модели - к неклассической и далее - к постнеклассической. Соответственно с изменением моделей исторической науки меняется и соотношение ее составляющих. При таком подходе можно констатировать, что если направления и предметные поля современного исторического знания оформляются в рамках неклассической и постнеклассической моделей науки, то ее дисциплинарная структура складывается в рамках классической модели. При этом разрушение научного исторического нарратива, начавшееся в рамках неклассической модели науки и завершенное в постнеклассической, привело к «высвобождению» ряда дисциплин, традиционно считавшихся «вспомогательными», из подчинения историческому нарративу и обретению ими значения самостоятельных дисциплин исторической науки.

Третье — понятийное. При заявленном подходе мы пришли к нижеследующим «словарным» определениям понятий дисциплина исторической науки и вспомогательные исторические дисциплины [2]. Будем благодарны коллегам за замечания по содержанию и тексту воспроизводимых ниже словарных статей.

Дисциплина исторической науки — историографически сложившаяся область научного исторического знания, имеющая собственный объект исследования. Понятие ДИН следует отличать от понятия научной дисциплины / науки как таксона научного знания - в классификационной системе наук ДИН по сути представляют собой субдисциплины, т.е. подчиненные / вспомогательные или дополняющие по отношению к исторической науке области знания. В качестве таковых ДИН оформляются, по преимуществу, в рамках классической модели исторического познания, в которой в качестве единого объекта исторического познания выступает инвариантная реальность прошлого человечества, в качестве источниковой основы - письменные исторические источники, в качестве результата - линейная модель исторического процесса, в качестве формы презентации - исторический нарратив. Выделяют две группы ДИН, по двум взаимосвязанным признакам - времени возникновения и функциям. (1) Вспомогательные исторические дисциплины, формируются начиная с XVII в. преимущественно с целью критики исторических источников и установления достоверных фактов как материала исторической науки. Их специальный объект - отдельные характеристики исторических источников (палеография и др.), отдельные виды неписьменных исторических источников (нумизматика, фалеристика и др.), комплексы информации исторических источников, требующие специального изучения, часто с привлечением данных других наук (хронология историческая, метрология историческая, ономастика и др.). (2) Дисциплины, имеющие своим объектом какую-либо специальную область человеческой деятельности и дополняющие линейную модель истории (напр., аграрная история, военная история, история религии), формируются, начиная с XIX в. во многом под влиянием методологии позитивизма в исторической науке, и фиксируют ограниченность линейной модели исторического процесса. Развитие исторической науки сопровождается переосмыслением функций ряда дисциплин и переходом их из разряда вспомогательных исторических дисциплин в разряд ДИН (напр., историография, география историческая, источниковедение).

Вспомогательные исторические дисциплины — выделяемый в историографии комплекс дисциплин исторической науки, вычленение которого во многом обусловлено сложившейся традицией использования результатов ВИД в практиках исследования письменных исторических источников. ВИД формируются в классической модели науки начиная с XVII в. преимущественно с целью атрибуции и критики исторических источников и установления достоверных фактов как материала исторической науки. Могут быть систематизированы по объекту: (1) изучающие отдельные характеристики исторических источников (палеография и др.), (2) изучающие отдельные виды письменных (дипломатика, кодикология, летописеведение и др.), вещественных (нумизматика, фалеристика и др.) изобразительных (иконография и др.), (3) изучающие комплексы информации исторических источников, требующей специальных методов изучения, часто с привлечением данных других наук (хронология историческая, метрология историческая, ономастика, генеалогия и др.), изучающие функционирование источника в различных социальных и исследовательских практиках (архивоведение, археография, историческая библиография, источниковедение, историография). Дополнительным основанием систематизации ВИД является их функция и место в структуре источниковедческого исследования: (1) работающие преимущественно на этапе эвристики (архивоведение, историческая библиография, историческая эвристика); (2) преимущественно на этапах атрибуции и интерпретации (историческая хронология, историческая метрология, сфрагистика, геральдика, дипломатика, палеография), (3) преимущественно на этапе использования исторического источника в исследовательских и иных социальных практиках (археография, источниковедение). Теоретическое осмысление наиболее разработанных ВИД, входящих в профессиональный образовательный стандарт историка (историческая хронология, историческая метрология, палеография и др.) привело к пониманию их самостоятельного культурологического значения, объект ВИД в таком понимании - универсалии человеческого опыта (восприятие времени, пространства, знаковые системы). В это время наряду с традиционным термином вспомогательные исторические дисциплины начинает бытовать термин специальные исторические дисциплины, что в науке не получило адекватного обоснования.

Структура современного исторического знания
Дисциплины Вспомогательные исторические дисциплины Направления Предметные поля
Аграрная история
Антиковедение
Археология
Византинистика / Византиноведение
Визуальная антропология
Военная история
География историческая
Демография историческая
Информатика историческая
Историография
Искусства история
История исторической науки
Источниковедение
Компаративное источниковедение
Краеведение историческое [3]
Культуры история
Медиевистика
Москвоведение
Науки и техники история
Ориенталистика / Востоковедение
Отечественная история
Первобытного общества история
Психоистория
Психология историческая
Религии история
Россиеведение
Урбанистика историческая
Этнография
Этнология
Археография
Архивоведение
Библиография историческая
Биографика
Бонистика
Вексиллология
Генеалогия
Геральдика
Дипломатика
Иконография
Кодикология
Метрология историческая
Неография
Нумизматика
Ономастика
Палеография
Просопография
Символика
Сфрагистика
Текстология
Топонимика
Фалеристика
Филигранология
Хронология историческая
Эвристика историческая
Эмблематика
Эпиграфика
Антропология историческая
Гендерная история
Глобальная история
Дискурсивная история
Институциональная история
Квантитативная история
Клиометрия
Конструктивистская история
Культурная история
Локальная история
Микроистория
Национальная история
Новая культурная история
Новая научная история
Новая социальная история
Политическая история
Региональная история
Социальная история
Социоестественная история
Устная история
Феноменология историческая
Церковная история
Экономическая история
Интеллектуальная история
История идей
Ментальности история
Новая биографика
Новая локальная история
Повседневности история
Примечания

[1] Его персональный состав: Дмитрий Анатольевич Добровольский, Роман Борисович Казаков, Сергей Иванович Маловичко, Марина Федоровна Румянцева, Олег Игоревич Хоруженко. Творческий коллектив сложился стихийно, институционально его объединяет редколлегия сайта Научно-педагогической школы Источниковедения — Источниковедение.ru.

[2] Авторство статей, по сути, коллективное - вышеназванного творческого коллектива. Но с учетом индивидуального вклада в общее дело в Словаре авторство зафиксировано следующим образом: Дисциплина исторической науки - М.Ф. Румянцева; Вспомогательные исторические дисциплины - Р.Б. Казаков, М.Ф. Румянцева, О.И. Хоруженко.

[3] Для полноты картины в Таблице оставлены наименования сфер знания, не рассматриваемых нами в качестве научных дисциплин; они обозначены зачеркиванием.

Дискуссия

Всего комментариев: 0.

Участвовать в дискуссии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Книжные новинки

Каштанов С.М. Исследования по истории княжеских канцелярий средневековой Руси / С.М. Каштанов. – М. : Наука, 2014. – 674 с.

Майорова А.С. История культуры Саратовского края: культура Саратовского края до начала XX века. Часть 1. Саратов, 2013

Богдашина Е.Н. Позитивизм в исторической науке на Украине (60-е гг. XIX — 20-е гг. XX вв.). Харьков, 2013.

Богдашина Е.Н. Источниковедение истории Украины : вопросы теории, методики, истории : учеб.-метод. пособие. Харьков : Сага, 2012.

Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси : сравнительное исследование. М. : Ун-т Дмитрия Пожарского, 2012.

Швейковская Е.Н. Русский крестьянин в доме и мире : северная деревня конца XVI — начала XVIII века. М., 2012.

Традиционная книга и культура позднего русского средневековья : Труды Всероссийской научной конференции...

Просмотреть все

© 2010–2017, А.А. Бондаренко, Д.А. Добровольский, П.А. Дружинин, Н.Н. Иванова, Р.Б. Казаков, С.И. Маловичко, А.Н. Мешков, Н.В. Некрасова, А.М. Пашков, Е.В. Плавская, М.Ф. Румянцева, О.В. Семерицкая, Л.Б. Сукина, О.И. Хоруженко, Е.Н. Швейковская

Редколлегия:

Д.A. Добровольский,
Р.Б. Казаков,
С.И. Маловичко,
М.Ф. Румянцева,
О.И. Хоруженко

Адрес для переписки: ivid@yandex.ru

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.

Хостинг: